7 марта 2020, 09:50
4
6 минут

Международному женскому дню посвящается. Психолог МЧС России Оксана Валевич: психологическая помощь пострадавшим столь же важна, как и неотложная

В канун самого женского дня психолог Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области Оксана Валевич рассказывает о том, как работать женщине в абсолютно мужском коллективе в условиях самых опасных и чрезвычайных ситуаций.

- Оксана Александровна, как давно вы психолог МЧС России?

- В чрезвычайном ведомстве я служу уже 10 лет. Важно понимать, что в современном техногенном мире, где множество рисков, опасностей для человека, психологическая помощь при происшествиях должна быть такой же неотложной, как и медицинская. Исследования показали, что каждый пятый гражданин, испытав сильный шок, стресс в ЧС, впоследствии теряет здоровье, заболевает и возможно умирает, не справившись с глубокой психологической травмой. Именно для этого нужна наша профессия – проработать с пострадавшими, очевидцами, родственниками психологические аспекты трагедии, попытаться не допустить регрессивности мышления.

- Расскажите об используемых приемах в работе.

- На самом деле их достаточно много. Если дети становятся свидетелями чрезвычайного происшествия или его жертвами, то мы прибегаем к приемам арт-терапии. Мальчишки и девчонки с помощью кисточек и красок вымещают пережитую боль на бумаге. Помню, как тяжело было работать с детьми, которые были спасены при пожаре в жилом деревянном двухэтажном доме г. Биробиджана. Они видели масштаб огненной стихии, которая уничтожила их соседей, жилье, имущество. Сначала малыши для рисования неосознанно выбирали черный и коричневый цвет, рисуя ими даже солнце. Это был признак сильного переживания случившейся беды. Впоследствии рисунки стали разноцветными, положительные эмоции вытеснили негативные.

Со взрослыми, признается психолог МЧС России, лучше всего работать разговаривая. Дать выплакаться, может быть прокричаться, выплеснув энергию, и выслушать.

- При острых кризисных ситуациях мы сталкиваемся с типовыми ситуациями. Здесь важно отделить одно состояние от другого, истерику от нервной дрожи, ступор от апатии, определить симптом и начать оказывать помощь. Но теория никогда на 100% не совпадает с жизнью. В каждом конкретном случае к людям нужен индивидуальный подход.

- Оксана Александровна, расскажите, пожалуйста, о том, чем вам приходится заниматься, когда нет происшествий, чрезвычайных ситуаций.

- Огромный пласт работы психолога МЧС России – это психологическое сопровождение профессионального контингента, а именно специалистов нашего ведомства. Желая устроиться в Министерство по чрезвычайным ситуациям, кандидат обязательно проходит профессиональный психологический отбор. Мы тестируем и беседуем с будущими спасателями и пожарными, чтобы исключить возможность устройства в структуру психически незрелых граждан. Наши методы работы позволяют составить качественный психологический портрет кандидата, выявить его стрессоустойчивость, способность работы в команде, лидерские качества, умение брать на себя ответственность и другие.

С действующими сотрудниками мы проводим работу по психологической подготовке, ее профилактике и коррекции. Ряд обследований позволяет понять какой сложился социально-психологический климат в коллективах, выявить возможный вред от пережитых ЧС у самих спасателей. Например, после крупномасштабного наводнения 2019 года, когда бойцы аэромобильной группировки больше двух месяцев подряд помогали гражданам в зонах бедствия, мы провели их полное мониторинговое психодиагностическое обследование. В итоге были выявлены несколько человек, кому требовались психологическая коррекция эмоционального состояния и восстановление здоровья.

- Оксана Александровна, но ведь у беды нет определенного времени…

- Да, вы правы, происшествие может случиться в любое время дня и ночи и к этому нужно быть готовыми. Я с телефоном не расстаюсь, живу в режиме ожидания вызова от оперативного дежурного. Моя семья за 10 лет работы привыкла к тому, что их жена и мама может быть нужна абсолютно чужим людям. Уезжаю в командировки, иногда они длительные, изматывающие, но по их завершению чувствую, что выполнила свой долг, помогла тем, кому никто другой не смог бы помочь.

- Можете ли вы дать какие-то общие советы как помочь с точки зрения психологии пострадавшим или очевидцам трагедии?

- Наверное, самое главное – сохранять спокойствие. Пострадавший должен видеть хоть какую-то стабильность, нерушимость этого мира, пусть даже у вас в глазах. Чрезвычайная ситуация резко меняет жизнь людей: одни теряют близких, другие здоровье, жильё и имущество. Дайте понять человеку, что он не один, что вы рядом и готовы помочь. Обязательно узнайте его имя, наладьте контакт. И постарайтесь свести любую реакцию к плачу - именно этот выход эмоции необходим пострадавшему в экстремальной ситуации. Побудьте с человеком до прибытия специалистов.

- Оксана Александровна, спасибо за подробный рассказ. У вас действительно нелегкая профессия, а вы – достойнейший ее представитель! В канун международного женского дня, мы желаем вам как можно меньше работы, связанной с чрезвычайными происшествиями! Будьте всегда такой же открытой, и обаятельной!


Ольга Минчакова

Пресс-служба Главного управления

МЧС России по Еврейской автономной области


Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (42622) 2-60-29
Приёмная начальника
8 (42622) 23-9-99
Единый «телефон доверия»
gu@79.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)