Огнеборцы каждый раз рискуют своей жизнью, чтобы спасти того, кто в этом нуждается, но, к сожалению, довольно часто в адрес спасателей летят обвинения различного характера. К примеру, очевидцы, якобы, фиксируют отсутствие воды в автомобилях при тушении пожаров.
Разъяснения по этому поводу приводит начальник первой пожарной части Биробиджана Владимир Коренев.
- Многие думают, что пожарная автоцистерна - бездонна. Но на деле вода заканчивается катастрофически быстро. Дело в том, что несмотря на размеры автоцистерны, а в ней помещается от двух до шести тонн воды на примере моего подразделения, и ее количество рассчитано на тушение в течение нескольких минут.
К примеру, пожарного автомобиля АЦ 40 (130) 63Б объем цистерны с водой составляет 2100 литров. При боевом развертывании в большинстве случаев на пожаре подается так называемый «ствол первой помощи». Зачастую это ствол РСК-50 — ручной ствол комбинированный, условным проходом 50 мм. Расход воды такого ствола составляет 3,6 литров в секунду, то есть этого объема воды хватит на 8,7мин. Если необходимо подать два таких ствола, время уменьшается вдвое и составляет — 4, 3 минут. Также бывают случаи, когда необходимо подать ствол РС-70, расход которого 7,4 л/с. Время работы в таком случае только от одного ствола составляет 5 мин.
А современные пожарные автоцистерны российского производства на базе КАМАЗ способны вмещать порядка 5 тыс. литров воды. Для тушения пожара в жилой квартире этого объема, как правило, хватает без необходимости установки на пожарный гидрант.
На вооружении нашей пожарной части в данный момент стоят автоцистерны:
• легкие - при вместимости цистерны для воды менее 2 м3
• средние - при вместимости цистерны для воды от 2 м3 и до 4 м3
• тяжелые - при вместимости цистерны для воды 4 м3 и более на шасси автомобилей «КаМАЗ, УРАЛ»
А как действуют огнеборцы, когда вода в автоцистерне все же заканчивается?
- В этом случае забор воды производится с пожарного гидранта подземного типа с помощью пожарной колонки. В городе можно увидеть таблички (ПГ), указывающие на наличие водоисточника – это может быть гидрант. На табличке размещен его порядковый номер, типа водопроводной сети (кольцевой, тупиковый) и расстояние до гидранта в метрах.
Как и кто решает, сколько автомобилей должно выехать на место происшествия?
- Количество единиц и тип пожарной техники, выезжающих на пожар, зависит от ранга пожара. Это определяет диспетчер Центрального пункта пожарной связи, который принимает вызов о сообщении, на основании регламентирующих документов МЧС России и расписания выезда пожарных подразделений на территории Биробиджана, а далее уже на месте происшествия руководитель тушения пожара проводит оценку и решает, достаточно ли будет людей и спецтехники. В то же время диспетчер ищет по карте ближайшие водоисточники, и сообщает об этом руководителю тушения пожара или старшему должностному лицу, пока они в пути. К примеру, на поступивший сигнал о загорании квартиры в многоквартирном жилом доме согласно расписания выезда выезжает сразу две пожарных автоцистерны плюс автолестница. Так вот, в этом случае первая автоцистерна подъезжает к месту введения «ствола первой помощи», а вторая тем временем становится на пожарный гидрант и от него прокладывает гибкий трубопровод и обеспечивает непрерывную подачу воды в случае опорожнения первой автоцистерны. В случае, когда пожарный гидрант находится на значительном расстоянии от места вызова и руководитель тушения пожара принимает решение о подачи стволов на тушение от емкости автоцистерны, тогда вторая подвозит воду с ближайших водоисточников. Когда работа пожарных окончена и возгорание ликвидировано, они обязаны незамедлительно заправить спецтехнику на ближайшем водоисточнике, так как может поступить сигнал о новом загорании. То есть, машина в подразделение прибывает уже заправленная водой. Нам разрешается при прибытии в подразделение дозаправить только емкость пенообразователем.
Кто контролирует наличие воды в автоцистерне до выезда на пожар?
- Наличие воды и ее уровень наравне с топливом в обязательном порядке проверяется при заступлении караула на суточное дежурство водителем и командиром отделения караула, после чего второй докладывает всю информацию по готовности техники, вооружения и средств тушения начальнику караула. Это входит в его обязанности. Так что в принципе такого быть не может, что автоцистерна приехала на пожар пустая. Это наша работа - быть готовым в любую минуту выехать на пожар и исполнить свой профессиональный долг.
Пресс-служба Главного управления
МЧС России по Еврейской автономной области