Положение о Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области

1. Центр управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС) является структурным подразделением Главного управления МЧС России по ЕАО (далее – ГУ МЧС России по ЕАО). Деятельность ЦУКС ГУ МЧС России координирует заместитель начальника Главного управления МЧС России по ЕАО (по антикризисному управлению) - начальник отдела оперативного планирования, противодействия терроризму и обеспечению антитеррористической защищённости.

 2. ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО в повседневной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о МЧС России, приказами и распоряжениями МЧС России, приказами и распоряжениями ГУ МЧС России по ЕАО, а также настоящим Положением.

3. ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии с Национальным ЦУКС, органами управления функциональных и территориальной подсистем единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, учреждениями МЧС России, дислоцированными на территории субъекта Российской Федерации, структурными подразделениями ГУ МЧС России по ЕАО.

4. ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО состоит из:

  •       отдела организации оперативной службы;
  •       отдела оперативно-аналитического;
  •       отдела мониторинга, моделирования и организации проведения превентивных мероприятий;
  •       отдела информационного сопровождения оперативных событий;
  •       группа применения беспилотных авиационных систем;
  •       отдела применения подвижного пункта управления.

  5. Основными задачами ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО являются:

  • информирование органов управления и сил МЧС России, функциональных  и территориальной подсистем РСЧС, гражданской обороны (далее – ГО) о чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) мирного и военного времени на территории субъекта Российской Федерации; 
  • организация на региональном уровне информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения  и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС  и ГО; 
  • обеспечение на региональном уровне координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и органов управления ГО, в том числе управления силами и средствами РСЧС и ГО;
  • поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами постоянной готовности ГУ МЧС России по ЕАО в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное  и военное время; 
  • комплексная воздушная разведка очагов пожаров, техногенных аварий  и катастроф, контроль зон ЧС (происшествий), определение точных координат границ зон ЧС (происшествий) и объектов поиска, мониторинг площадных и линейных объектов инфраструктуры большой протяженности с применением беспилотных авиационных технологий; 
  • организация в пределах своей компетенции своевременного оповещения  и информирования населения при угрозе возникновения и возникновении ЧС,  а также об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов на ЕАО; 
  • обеспечение готовности подвижного пункта управления ГУ МЧС России по ЕАО к применению по предназначению;
  • информационное сопровождение оперативной деятельности МЧС России, органов управления РСЧС.

6. ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО в соответствии с возложенными на него основными задачами выполняют следующие функции:

  • организация и осуществление оперативной дежурной службы на пункте управления ГУ МЧС России по ЕАО;
  • осуществление информационного взаимодействия с администрацией правительства ЕАО по вопросам в области ГО, защиты населения  и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 
  • прием и доведение до руководства ГУ МЧС России по ЕАО установленных сигналов по приведению территориального органа МЧС России (отдельных структурных подразделений) в различные режимы функционирования;
  • оповещение и информирование в установленном порядке руководства ГУ МЧС России по ЕАО о возникновении и ходе ликвидации ЧС, своевременное доведение приказов и распоряжений руководства ГУ МЧС России по ЕАО до руководителей структурных подразделений и нештатных органов управления ГУ МЧС России по ЕАО, а также представителей ГУ МЧС России по ЕАО в нештатных межведомственных органах управления; 
  • оповещение в установленном порядке должностных лиц ГУ МЧС России по ЕАО;
  • оповещение в установленном порядке членов оперативного штаба ликвидации ЧС и тушения пожаров;
  • оповещение в установленном порядке членов комиссий по предупреждению  и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Еврейской Автономной области в случае угрозы и возникновения ЧС; 
  • сбор и обработка информации в области ГО, обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО  в соответствующие степени готовности на территории Еврейской автономной области; 
  • сбор и обработка информации, ведение баз данных статистической и плановой информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного  и техногенного характера, представляемой органами управления функциональных и территориальной подсистем РСЧС Еврейской автономной области; 
  • осуществление в рамках РСЧС информационного взаимодействия  с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Еврейской автономной области и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности; 
  • организация информационного обеспечения деятельности руководства и структурных подразделений ГУ МЧС России по ЕАО по управлению силами функциональных и территориальной подсистем РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации последствий ЧС; 
  • ведение учета сил и средств постоянной готовности МЧС России, а также функциональных и территориальной подсистем РСЧС;
  • организация и ведение работ по мониторингу источников ЧС, а также сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС и показателях риска возникновения ЧС;
  • осуществление мониторинга и прогнозирование ЧС, разработка сценариев  и моделей возникновения и развития ЧС; 
  • составление на основе данных мониторинга оперативных прогнозов в области предупреждения и ликвидации ЧС, их доведение до органов управления функциональных и территориальной подсистем РСЧС;
  • выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС и снижение негативных последствий при их возникновении;
  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, осуществление предварительной оценки масштабов и характера возникшей ЧС;
  • выработка предложений по применению сил и использованию средств РСЧС, обеспечение координации деятельности сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС;
  • доведение до территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Еврейской автономной области и органов местного самоуправления, рекомендаций о введении соответствующих режимов функционирования при угрозе возникновения или возникновении ЧС, о порядке организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС,  а также о привлечении сил и средств для выполнения мероприятий  по предупреждению и ликвидации ЧС; 
  • обеспечение организации и управления проведением аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по ЕАО, ведение аналитической работы, направленной на повышение эффективности действий сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
  • сбор и обобщение информации о количестве пострадавших при ЧС (происшествиях), характере нанесенного им ущерба, оказываемой им медицинской помощи, а также контроль за выполнением мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате ЧС (происшествий);
  • сбор сведений о пунктах временного размещения и количестве размещенного в них населения, пострадавшего в результате ЧС (происшествий) и пожаров;
  • осуществление контроля за выполнением органами повседневного управления РСЧС мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС;
  • организация и осуществление оперативного и статистического учета ЧС, пожаров и других происшествий, произошедших на территории Еврейской автономной области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также распорядительными документами МЧС России;
  • подготовка и представление в вышестоящие органы управления МЧС России и РСЧС в установленном порядке донесений и формализованных документов  о ЧС (происшествиях), а также других запрашиваемых сведений; 
  • организация информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты населения  и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 
  • взаимодействие с представителями региональных средств массовой информации по вопросам размещения информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей  на водных объектах, а также информации о деятельности органов управления и сил МЧС России при организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС; 
  • ведение мониторинга средств массовой информации, социальных медиа  по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России, проверка и обработка полученной информации; 
  • организация функционирования, прием и обработка вызовов, поступающих  на Единый телефон доверия МЧС России; 
  • обеспечение пропаганды в области ГО, защиты населения и территорий  от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Еврейской автономной области; 
  • мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей на территории Еврейской автономной области, сбор и обработка полученной информации (при наличии технической возможности);  
  • подготовка и вывод информации на терминальные комплексы общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения  в местах массового пребывания людей на территории Еврейской автономной области (при наличии технической возможности); 
  • организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технических средств сегмента общероссийской комплексной системы оповещения  и информирования населения в местах массового пребывания людей на территории Еврейской автономной области (при создании общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей на территории Еврейской автономной области);  
  • обеспечение функционирования автоматизированной информационно-управляющей системы и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
  • актуализация информации, содержащийся в автоматизированной информационно-управляющей системе и информационных ресурсах;
  • выполнение справочно-аналитической, информационной, методической  и исследовательской работы по совершенствованию методов ведения и актуализации соответствующих автоматизированных баз данных, способов предоставления информации из них, внедрению инновационных технологий информирования в области ГО, в условиях ЧС; 
  • внедрение в систему органов повседневного управления РСЧС инновационных технологий и программного обеспечения антикризисного управления, моделей и технологий предупреждения и возможного развития ЧС, управления ГО, оповещения и информирования населения;
  • участие в разработке ведомственных целевых и научно-технических программ в области предупреждения ЧС и обеспечения пожарной безопасности на территории Еврейской автономной области;
  • взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и организациями по вопросам применения беспилотных авиационных систем в интересах авиационного обеспечения выполнения задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности  и безопасности людей на водных объектах; 
  • поддержание постоянной готовности состоящих на оснащении беспилотных авиационных систем к выполнению задач по предназначению;
  • планирование применения и эксплуатация состоящих на оснащении беспилотных авиационных систем, реализация мероприятий по обеспечению безаварийной эксплуатации беспилотных авиационных систем и безопасности полетов;
  • участие в методических и инструкторско-методических сборах, проводимых вышестоящими органами управления МЧС России;
  • организация регистрации в соответствующих органах, страхования, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, автомобильной техники технических средств связи подвижного пункта управления, закрепленной  за подразделением, а также подготовка и ведение соответствующе документации; 
  • участие в установленном порядке в планировании и организации проведения тренировок с органами повседневного управления, дежурными силами и средствами РСЧС на территории Еврейской автономной области;
  • проведение профессиональной подготовки, организация переподготовки и повышения квалификации личного состава ЦУКС ГУ МЧС России; 
  • обеспечение в установленном порядке защиты сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну;
  • участие в пределах компетенции ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО в работе комиссий и рабочих групп, создаваемых в ГУ МЧС России по ЕАО;

7. ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО предоставляется право:

  • давать указания на применение по предназначению состоящих на оперативном дежурстве сил и средств ГУ МЧС России по ЕАО;
  • принимать решение о выдвижении оперативной группы ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО, оперативных групп местных пожарно-спасательных гарнизонов в район возможного возникновения или зону ЧС;
  • принимать решение о применении беспилотных авиационных систем, состоящих на оснащении ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО;
  • приводить в готовность к применению по предназначению силы постоянной готовности ГУ МЧС России по ЕАО;
  • подавать в Национальный центр управления в кризисных ситуациях заявки  на применение дежурных сил авиации МЧС России; 
  • подавать в Национальный центр управления в кризисных ситуациях заявки  на предоставление данных дистанционного зондирования Земли; 
  • направлять заявки в довольствующие подразделения ГУ МЧС России  по ЕАО по вопросам, отнесенным к компетенции ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО; 
  • запрашивать и получать в установленном порядке от Национального центра управления в кризисных ситуациях, структурных подразделений ГУ МЧС России по ЕАО, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Еврейской автономной области, органов местного самоуправления и организаций материалы, необходимые для решения задач, входящих в компетенцию ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО.

8. Начальник ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО назначается и освобождается  от должности в установленном для этой категории порядке. 

Начальник ЦУКС ГУ МЧС России ЕАО осуществляет руководство ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО на основе принципа единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО задач. 

Начальник ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО имеет заместителя начальника центра и пять заместителей начальника центра (старших оперативных дежурных).

Заместитель начальника центра курирует деятельность отдела организации оперативной службы, отдела оперативно-аналитического, отдела мониторинга, моделирования и организации проведения превентивных мероприятий, отдела информационного сопровождения оперативных событий, отдела применения беспилотных авиационных систем, отдела применения подвижного пункта управления.

Заместители начальника центра (старшие оперативные дежурные) осуществляют дежурство в составе оперативной дежурной смены ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО. Заместители начальника центра (старшие оперативные дежурные) осуществляют руководство соответствующими оперативными дежурными сменами ЦУКС ГУ

МЧС России на основе принципа единоначалия и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на оперативную дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО задач.

9. Начальник ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО:

  • Разрабатывает и представляет на утверждение начальнику ГУ МЧС России по ЕАО положения о структурных подразделениях ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО;
  • подписывает и согласовывает документы по вопросам, входящим в компетенцию ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО; 
  • организует и координирует деятельность своих заместителей, начальников структурных подразделений ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО, определяет и уточняет задачи структурных подразделений ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО;
  • дает поручения руководителям структурных подразделений ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО в рамках выполнения соответствующих поручений и компетенции ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО; 
  • обеспечивает совместно с отделом кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по ЕАО подбор и расстановку кадров в ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО; 
  • организует работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО;
  • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры ЦУКС ГУ МЧС России по ЕАО;
  • участвует в работе аттестационной комиссии ГУ МЧС России по ЕАО;
  • пользуется правами, предусмотренными Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы, а в отношении гражданского персонала руководствуется требованиями трудового законодательства Российской Федерации.