- Здравствуйте, Роман Степанович! В начале, просто по-человечески хотелось бы спросить у вас, как вы лично все это восприняли произошедшее в Кемерово?
- Я, как любой, нормальный человек, являюсь отцом, мужем, другом. Понятно что, реакция у меня была на эту трагедию как у большинства людей - огромное сожаление, переживание этой большой трагедии. Мне очень жаль, что так все это произошло. Выражаю свое соболезнование.
- Роман Степанович, жителей нашей области волнует вопрос: возможно ли у нас что-то подобное в Биробиджане, районах? Спрашиваем прямо и ожидаем честного ответа.
- Знаете, я считаю, что причина возникновения трагедия в Кемерово или других каких-то таких трагедий похожих, является следствие ненадлежащего, халатного, безответственного отношения должностных лиц к своим обязанностям. Если в нашей области люди будут также, с пренебрежением относится к пожарной безопасности, то трагические случаи не исключены. Не то, что в нашей области, везде.
- Расскажите поподробнее..
- В настоящее время есть ряд поручений по проведению внеплановых проверок: торговых комплексов, досуговых детских организаций, объектов культуры, спорта. Ну и других объектов, с массовым пребыванием людей. Эта работа также проводилась до этого - планово. Сотрудники государственного пожарного надзора проводят проверки пожарной безопасности таких объектов. К сожалению, из-за изменений, вступивших в силу в Градостроительный кодекс, МЧС России с 2007 года не участвует в приемке объектов на этапах проектирования, на этапах строительства. Мы исключены из перечня организаций, которые осуществляют надзор. Инспекторы проверяют уже эксплуатирующиеся объекты. С 2017 года введен, применяется риск, ориентированный подход и все объекты отнесены к категориям риска. Это объекты высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого риска. И в зависимости от рисков проводятся проверки. К примеру: объекты высокого риска проверяются один раз в три года. Значительного риска - проверяются один раз в четыре года. Ну и т.д. Среднего риска - один раз в семь лет, умеренного - не чаще чем один раз в десять лет. Категории низкого риска проверкам не проверяются. Все эти торговые центры, они тоже разделены. У нас на территории более 20 торгово-развлекательных центров и более 100 объектов с массовым пребыванием людей. Торгово-развлекательные центры имеют категорию значительного риска. Это проверка один раз в четыре года. Все мы знаем, что у нас есть 294 ФЗ «О защите прав предпринимателей по надзорным делам» и всем известно, что применимы к ним надзорные каникулы, которые закончатся в декабре 2018 года. Эти каникулы относятся к объектам малого бизнеса. Есть постановление правительства, которым эти объекты определены, а также то, что запрещено проводить на них плановые проверки. Но, тем не менее, мы на таких объектах отрабатываем пожарно-тактические учения и занятия, они не остались без какого-то контроля и присмотра. Каникулы касаются только надзорных мероприятий. А учения, инструктажи и т.д. все это проводится в плановом порядке.
- Вы упомянули о том, что в связи с этими событиями были особые поручения вам даны. О чем идет речь? Как это работа будет организована? Когда, где, какие проверки пройдут? И как они будут проводиться?
- Поручения даны генеральной прокуратурой. Поверки будет проводить прокуратура области, совместно с МЧС России. Т.е мы привлекаемся в качестве экспертов. Составлены графики. Объекты я уже назвал. Вся работа пройдет в течение кротчайшего времени. Но вчера уже первые три объекта были проверены.
- Какие –то результаты есть по этим трем проверкам?
- Да, результаты конечно уже есть. Они будут обобщены. Будет проведена аналитика. По каждому нарушению, которое будет выявлено, будет административное воздействие, для того, чтобы они были устранены.
- А какие недочеты чаще всего встречаются?
- Недочеты на самом деле бывают разные. В среднем на объекте регистрируют инспекторы до 20 нарушений к требованиям техники пожарной безопасности. Но самые основные важные моменты - это отсутствие обучения у персонала к требованиям пожарной безопасности. Оно должно быть. Это неисправность пожарной сигнализации. Закрытые эвакуационные выходы. Использование горючих материалов при отделке стен. Нарушения различного характера, их множество.
- Как предприниматели воспринимают ваши предписания? Быстро ли устраняют недостатки или игнорируют?
- Как я уже вначале сказал: основная причина всех нарушений - это халатное отношение должностных лиц к своим обязанностям. Потому что ответственность за пожарную безопасность несут собственники имущества или лица уполномоченные распоряжаться этим имуществом. Т.е. сама организация несет ответственность за это. Так вот отношение совершенно разное. Кто-то нас благодарит за указанные недостатки, стремится их немедленно устранить. А есть и такие предприниматели, которые не понимают важность данного процесса, стараются уклониться от устранения различными способами, ссылаясь на тяжелое положение, недостаток времени или нанимают юристов, чтобы в судах это «отбить», так, скажем, отстоять. Такие люди тоже существуют. У них одна цель - заработать деньги. О чем-то другом они больше не думают.
- Ну а каких людей больше?
- Больше все-таки людей, которые адекватно воспринимают.
- А как вы думаете, эти события послужит какой-то перестройкой в мозгах, к подходу к вопросам безопасности?
- Да мы очень на это рассчитываем. У нас в области при проведении тактических учений. Допустим, организуем общую эвакуацию, ряд мелких предпринимателей, даже не выходят из здания. Это говорит об отношении. Многие посетители также равнодушны к этим вопросам. Они игнорируют сирену пожарной сигнализации, паркуются так, что подъехать спецтехнике к объектам невозможно…
- Это наверно должно быть не только у предпринимателей, должностных лиц, но и каждый гражданин, наверное, должен перестроиться внутренне. И как-то эту расположенность к халатности в себе преодолеть и изжить.
- Да, вы правы, сознательность должна быть у каждого человека. Я просто знаю в организациях, когда проводят инструктажи по пожарной безопасности, многие не являются на них, рассуждая: «Зачем я туда пойду?! Опять пришли эти пожарные! У меня есть чем заниматься. Мне тут пытаются рассказать как себя вести. Для чего мне это надо? Со мной этого не случится»… Или в средствах массовой информации постоянно пишем требования, статьи. Мало кто это читает, цитирует, перепостит. В основном всем интересно: что, где сгорело. Кто, где погиб. А дальше, на рекомендации о том, как себя вести, чтобы избежать подобного происшествия, зачастую не обращают своего внимания.
- В журнале по техники безопасности инструктаж прошел, расписался, не читая и все?
- Как говорят охотники «Один раз в год и палка стреляет». Поэтому очень важно быть подготовленным лично. В любой ситуации правильно себя повести.
- При этом всем есть таблички, указанны маршруты движения в торговых центрах. Планы эвакуации. А как показывает эта трагедия, люди все же не знают как себя вести. Как действовать? Как это преодолеть? И, может быть, вы дадите какие-то советы, если вдруг, не дай Бог, кто-то из нас окажется вот в такой ситуации.
- В каждой организации есть ответственный за пожарную безопасность. Есть масса литературы. Мы ведут обширную, пропагандистскую в этом отношении работу. В наше время в такой ситуации может оказаться каждый. Главное, во-первых, не растеряться, оглядеться по сторонам. Чтобы не было никакой паники. Нужно вызвать, позвать на помощь. А дальше действовать по ситуации. Если это небольшой пожар и его можно ликвидировать какими-то подручными средствами - тушить немедленно. Именно это нужно сделать в первую очередь. Есть огнетушители, вода, земля в горшках с цветами. Если начинается неконтролируемое горение больших объемов и задымление, необходимо эвакуироваться. Спасти себя и окружающих. У нас была трагедия во Владивостоке, когда банк горел. Очень много людей погибло. Почему? Потому что начали спасать документы. Не пошли на эвакуацию, а начали закрывать сейф, убирать деньги, доставать документы, куда-то их переносить и не успели выйти, потому что быстро пожар быстро разгорелся. Поэтому нужно знать, где находятся пути к эвакуации. Пришли в торговый центр и сразу посмотрите по сторонам, где лестницы, эскалаторы, где сигнализация, куда идти. И отдыхайте спокойно.
- А если покупатель увидел, что запасной выход закрыт или заставлен чем-то, как тут правильно действовать гражданину: пройти мимо?
- Есть такое понятие как «внеплановые проверки». Если вас что-то беспокоит, вы вправе обратиться в МЧС России и описать, рассказать ситуацию, что на данном объекте имеются нарушения требований пожарной безопасности. Это будет поводом для нашей проверки объекта. В Главное управление приходят жалобы на магазины, на соседей. Люди сообщают нам о нарушениях пожарного законодательства, и ни одна жалоба не остается без рассмотрения. На объект обязательно выезжает инспектор государственного пожарного надзора и проверяет, отрабатывает. Если есть нарушения, принимаются меры к их устранению.
- А когда ваши сотрудники МЧС, являясь простыми посетителями центра в не служебном, но профессиональном порядке, обращают внимание на такие вещи?
- Да, конечно. У нас очень большое внимание этому всему уделяется. Люди подготовленные.
- На службе 24 часа в сутки. Да? В 18 часов не заканчивается служба?
- В том числе – да.
- Сейчас много внимания будет уделяться МЧС России. В социальных сетях невозможно не заметить, как пишут: «Да елки-палки, пришел к тебе инспектор, заплатил ему деньги. Это будет дешевле, чем он бы предписал, и живи себе год спокойно». Я понимаю, может быть, наивный вопрос, но не задать не могу. Можно ли таким образом решить вопрос: я не буду 50 тыс. вкладывать в пожарную сигнализацию, я тебе вот дам 10 и закрыли вопрос?
- Я скажу, что данное мнение совершено неверно. Практически исключено. Готов поручиться за весь личный состав МЧС России по Еврейской автономии, что такие случаи исключены. Объясню почему: сейчас большое внимание уделяется противодействию коррупции, идет коррупционное просвещение. Постоянно мы проводим занятия. Приглашаем представителей МВД, прокуратуры. У нас заключены соглашения практически со всеми силовыми структурами. То есть за деятельностью инспекторов осуществляется постоянный контроль: со стороны руководства выше стоящего, а также правоохранительных органов. И инспектор, в первую очередь, заинтересован, чтобы все нарушения были устранены. А если он зашел на объект, как говорят и ему заплатили, он же понимает, что это уголовное дело. Он испортит жизнь не только себе, но и своим близким. И зачем это делать?
- Ну, уж коли так, Роман Степанович, спасибо вам за честные ответы. Пожелать только одного остается 6 пусть у вас служба будет спокойна. Пусть таких ситуаций не возникает. Все будут живы и здоровы.
Пресс-служба Главного управления
МЧС России по Еврейской автономной области