В каждой стране профессия пожарный окружена романтическим ореолом. Наверное, нет на свете мальчишки, который в раннем детстве не мечтал бы стать огнеборцем. Если пожарный - работа героическая, то пожарный инспектор - должность чиновничья, но не менее важная. Все знают, что беду предотвратить легче, чем потом бороться с ее последствиями. Пожарный инспектор призван сделать все, чтобы обезопасить от огня подчиняющиеся ему организации и людей, в них работающих. От пожарных инспекторов зависит, смогут ли выжить люди в момент возгорания.
В преддверии 90-летия пожарного надзора России мы побеседовали состаршим дознавателем отделения административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Еврейской автономной области Виталием Викторовичем Грибовым.
Данную должность Виталий Викторович занимает уже около 10 лет. По словам огнеборца, выбору профессии поспособствовало несколько случаев:
– В 8 лет в нашем доме произошел пожар. После нового года, как принято, наряженные ёлки стоят еще около месяца. Чтобы успокоить младшего брата перед сном, мама включала гирлянду, которая через мгновение загорелась. К тому моменту, когда пожарные ликвидировали огонь, квартира, к сожалению, полностью выгорела.
Помню еще один трагический случай. Когда я был учеником начальной школы, мой одноклассник погиб в пожаре, при этом успев спасти младшего двухлетнего брата, перекинув его через окно. Сам же он вылезти не успел.
Произошедшие трагедии сильно впечатались в мою память, я стал думать о профессии борца с огнем, о том, как можно было бы избежать этих несчастий…
Виталий Викторович поступил учится в хабаровский строительный техникум, на отделение «Пожарная техника безопасности».
- Во время практики прошел, так называемое, боевое крещение – рассказывает старший дознаватель. – Наш пожарный расчет направили тушить дачу. Подъезжаем, а деревянный домик уже полностью охвачен огнем. Я, первым делом, беру пожарный рукав, разматываю его и начинаю тушить пламя. Остальные бойцы контролировали, чтобы огонь не перекинулся на другие строения и не уничтожил дополнительно еще и соседнее имущество. Но все мои старания были тщетны. Огонь сжег до тла сухой домик.
Стажировку Виталий Грибов проходил в качестве инспектора на производственном заводе. В его задачи входила проверка этого объекта на соблюдение требований пожарного законодательства.
- Смешной случай был связан с огнетушителем, - вспоминает Виталий Викторович. – Я завершил проверку, подошел к начальству, указал, что в одном из цехов не хватает огнетушителя. Руководитель пообещал исправить ситуацию на следующий день. Через несколько дней приезжаем с повторной проверкой, а огнетушителя так и нет на установленном месте. Директор завода, не став разбираться кто из его подчиненных забыл выполнить предписание, сам поехал и купил этот огнетушитель. Так нас учили в советское время – качественно выполнять свою работу. Ведь при правильном применении первичных способов пожаротушения, можно локализовать или ликвидировать возгорание до прибытия пожарных расчетов, тем самым в разы минимизировать ущерб.
В настоящее время, признаётся огнеборец, в работе редко приходится сталкиваться с курьезными случаями. Служба в пожарном надзоре очень серьезна, потому как связана со знанием законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности, с проведением бесед, с проверками крупных и социально-значимых объектов.
Грибов Виталий Викторович, опираясь на опыт работы, рассказал, что в Еврейской автономии основным источником возникновения происшествий, связанных с пожарами, является человеческий фактор.
- В апреле этого года в Облученском районе восьмидесятилетняя женщина устроила пожар. Пенсионерка знала, что стиральная машина сломана, но все – равно попыталась ею воспользоваться. Надеясь на русский «авось». Даже искры, посыпавшиеся из розетки при включении в нее вилки, не смутили гражданку. В итоге по причине халатности сгорела часть дома, баня, сарай, забор. И подобных случаев немало.
Старший дознаватель Виталий Грибов признается:
- Нравится мне моя работа, прежде всего, за общение с людьми. Могу с уверенностью сказать, что отчасти приходится быть и психологом, так как, прежде всего, гражданина нужно к себе расположить, объяснить требования пожарного законодательства так, чтобы человек сам захотел все исправить, привести в соответствующее безопасности состояние. И молодых инспекторов я так учу - не пугать штрафом, ведь это не всегда помогает, лучше разъяснить людям в чем опасность невыполнения предписаний.