26 марта 2010, 10:24
33
15 минут

Поедем на лодке кататься…

(при использовании данной информации ссылка на пресс-службу Главного управления МЧС России по ЕАО обязательна)

С начала текущего года на «Телефон доверия Главного управления МЧС России по ЕАО – 23-999» поступило 12 звонков. С приближением тепла, когда реки, озера и карьеры освобождаются ото льда, некоторых абонентов интересуют вопросы, касающиеся маломерных судов. Прогулки на водном транспорте - тема актуальная для многих жителей Еврейской автономии. Однако не все любители активного водного отдыха знают, что необходимо для безопасной и грамотной эксплуатации маломерных судов в период навигации.

На сегодняшний день подготовкой судоводителей маломерных судов занимается Учебно-методический центр ГО ЧС и ПБ по Еврейской автономной области (г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема 69 «а», тел.: (8-42622)-22102). Планируется открытие курсов по обучению судоводителей маломерных судов на базе системы профтехобразования Еврейской автономной области.

Начальник центра Диана Янина поясняет: «Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются следующие документы:

- заявление на бланке личной карточки судоводителя;

- копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов;

- медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (транспортным средством)

- две фотографии размером 3х4 см;

- документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов).

Судоводители, не представившие требуемые документы в полном объеме, к сдаче экзаменов не допускаются».

Навыки управления проверяются в объеме типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов с использованием указанного в личной карточке судоводителя типа судна.

Проверка навыков управления (место, время, обеспечение плавсредствами, организация мер обеспечения безопасности) осуществляется государственным инспектором по маломерным судам.

Государственный инспектор по маломерным судам, производящий проверку навыков управления, должен: проверить наличие личной карточки судоводителя; проверить исправность и укомплектованность спасательными средствами используемого (используемых) судна (судов); провести инструктаж и дать конкретное задание судоводителю в рамках типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов. Во время выполнения судоводителем полученного задания находиться на борту судна рядом с ним и следить за правильностью действий судоводителя (маневрирование, управление, эксплуатация механизмов и оборудования);

при необходимости (грубые судоводительские ошибки, нарушения установленных правил и требований) отстранить судоводителя от управления маломерным судном; и назначить время для повторной проверки навыков практического управления маломерным судном, но не ранее, чем через семь суток;

сделать запись в личной карточке судоводителя о проверке навыков практического управления судном и заверить своей подписью.

Экзамен сдан, маломерное судно приобретено, но спускать его на воду еще рано. Следующий шаг - регистрация своего плавсредства в Государственной инспекции по маломерным судам по месту жительства, либо по месту постоянного базирования судна, с прохождением технического осмотра, получением судового билета на руки. Если судно моторное, то необходимо наличие удостоверения на право управления маломерным судном.

Руководитель группы регистрационной и экзаменационной работы старший Государственный инспектор по маломерным судам Геннадий Семенцов: «Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации, по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в двухнедельный срок со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов. После государственной регистрации судна и права собственности на него предусмотрена выдача судового билета маломерного судна, но не свидетельства о праве собственности, который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) и вместимость судна. Судовой билет выдаётся по месту регистрации судна в структурных подразделениях ГИМС МЧС России.

Группа регистрационной и экзаменационной работы Центра ГИМС МЧС России по ЕАО дислоцируется по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 24, тел.: (8-42622)-21559. Расположение других подразделений ГИМС МЧС России по Еврейской области:

Биробиджанский инспекторский участок:679016, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д.66«б», тел. 8(42622)35217;

Николаевский инспекторский участок: 679170, Еврейская автономная область, Смидовичский район, п. Николаевка, ул. Строителей, д.10. тел. 8(42632)25436;

Группа патрульной службы п. Николаевка: 679170, Еврейская автономная область, Смидовичский район, п. Николаевка,ул. Строителей, д.10. тел. 8(42632)25436;

Группа патрульной службы с. Ленинское: 679370, Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское ул. Кагыкина, д.2 «б», тел.8(42663)21038

Судовой билет хранится у судовладельца. На судне допустимо иметь копию судового билета, заверенного в установленном порядке».

Техническое освидетельствование проводится по месту регистрации маломерного судна на пункте технического осмотра соответствующего подразделения ГИМС МЧС России или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета. Для прохождения ТО маломерное судно должно быть укомплектовано устройствами, оборудованием и снабжением, указанным в судовом билете.

Руководитель инспекторского участка г.Биробиджана старший государственный инспектор по маломерным судам Юрий Пчелкин: «При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования. Техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег. Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам.

При получении маломерным судном оценки «годное» судовладельцу выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании».

Ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала эксплуатации судна в текущую навигацию по усмотрению судовладельца. Как правило, это происходит до начала навигации. За прохождение ТО маломерного судна плата не взимается. Взимается госпошлина в размере 60 рублей за выдачу документа, подтверждающего годность маломерного судна к плаванию. Ежегодное техническое освидетельствование гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок – более 150 килограммов и надувных безмоторных судов – более 225 килограммов, принадлежащих физическим лицам, и используемых во внутренних водах не производится.

Начальник «Центра ГИМС МЧС России по ЕАО» Сергей Петухов: «На основании приказа МЧС России от 19.03.2007 г. №150 «Об установлении сроков действия удостоверений на право управления маломерными судами» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2007 г., регистрационный № 9348) определено, что срок действия удостоверений на право управления маломерными судами, выданных до 1 января 1999 г., истекает 31 декабря 2008г. Выданных после 1 января 1999 г. истекает через 10 лет с момента их выдачи. Замена удостоверения производится без сдачи экзаменов и проверки навыков практического управления маломерным судном на удостоверения нового образца с теми же разрешающими отметками по типам судов, которыми разрешено управлять и разрешенным для плавания районам. При замене удостоверения на новое уплачивается государственная пошлина. Для замены удостоверения на право управления маломерным судном необходимо представить следующие документы:

- удостоверение на право управления маломерным судном подлежащее замене;

- личную карточку судоводителя.

- квитанцию об уплате госпошлины.

- фотографии 3х4 – 2 шт.

- медицинскую справку о годности к управлению маломерным судном».

Из звонков, поступивших на «Телефон доверия МЧС России по ЕАО – 23-999» зарегистрирован такой вопрос: Разрешено ли мне управлять моторной лодкой, если в удостоверении на право управления маломерным судном указан катер?

Ответ дает начальник отдела ГИМС МЧС России по ЕАО Сергей Курикалов: «Нет. Допускается управление только тем типом судна, который указан в удостоверении на право управления судном, как разрешённый».

Для законной эксплуатации маломерного судна также необходима регистрация судна в органах ГИМС. Она производится при предъявлении документов подтверждающих законность приобретения. В случае если документы утеряны, существует практика судебных решений. Владельцы подают заявления в суд о признании за ними собственности – лодки. Без документов на маломерное судно произвести регистрационные действия нельзя.

Владельцам двух лодок разрешается использовать один двигатель на обеих плавсредствах попеременно. Для этого необходимо по заявлению вписать данные о моторе в судовой билет купленной лодки, предоставив судовой билет и его копию на первую лодку.

Затрагивают тему регистрации и звонившие на «Телефон доверия МЧС России по ЕАО – 23-999»: Достаточно ли для регистрации купленной китайской лодки ПВХ инструкции по эксплуатации и чека? Если нет, что еще необходимо?

Ответ руководителя группы регистрационной и экзаменационной работы старшего Государственного инспектора по маломерным судам Геннадия Семенцова: «В этом случае будет достаточно наличие кассового чека, товарного чека и инструкции по эксплуатации с отметкой торгующих организаций».

Спасательные жилеты – тоже обсуждаемая тема среди владельцев маломерных судов. Если лодка – надувная и грузоподъёмностью менее 225 килограммов, то инспекторы не вправе требовать наличие спасательного жилета на лодке не поднадзорной ГИМС. Но настоятельно рекомендуется иметь на борту жилеты по количеству пассажиров, что подсказывает нормальная практика и опыт. Спасательные жилеты обычно окрашиваются в оранжевый цвет. В настоящее время, после введения закона о техрегулировании и отмены обязательного выполнения норм ГОСТа, нормативно-правовой акт, устанавливающий нормы окраски спасательного жилета отсутствует.

Когда все документы оформлены и судно готово к эксплуатации, остается определиться только с открытием и закрытием периода навигации. Использование водных объектов для плавания маломерных судов на судоходных водоемах Еврейской автономной области разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных - после спада паводковых вод до ледостава. Об изменении сроков открытия или закрытия навигации в отдельных районах ГИМС информирует население через средства массовой информации. Исполнительные органы власти, в пределах своей компетенции могут ограничивать нахождение или движение судов на водных объектах, в том числе маломерных. Судоводитель, использующий маломерное судно обязан знать районы и условия плавания, где эксплуатируется судно. Обладание всей информацией, обо всех водных районах, где осуществляется то или иное ограничение не входит в компетенцию ГИМС МЧС России.

За штурвалом судна, как и за рулем автомобиля, запрещается находиться в состоянии алкогольного опьянения.Для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения привлекаются работники медицинских организаций, в установленном законом порядке. Освидетельствование производится, в том числе на воде. Лицо, которое управляет маломерным судном и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, отстраняется от управления маломерным судном до устранения причины отстранения и подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.

И последний вопрос, поступивший на «Телефон доверия МЧС России по ЕАО – 23-999»: Можно ли снять катер с учета, если утерян судовой билет? Как это сделать?

Ответ руководителя группы регистрационной и экзаменационной работы старшего Государственного инспектора по маломерным судам Геннадия Семенцова: «Сначала необходимо получить Дубликат судового билета в подразделении ГИМС, где выдавался утерянный судовой билет. А после этого, по заявлению можно снять катер с учёта».

С приближением периода навигации инспекторы по маломерным судам, надеются на понимание со стороны судовладельцев и соблюдение всех норм и правил эксплуатации плавсредств.

Единый телефон доверия МЧС России по ЕАО – 23-999

Телефон спасения – 01 «Служба 01 МЧС России»

26 марта 2010 г. Биробиджан  
Пресс-служба Главного управления МЧС России по ЕАО

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (42622) 2-60-29
Приёмная начальника и запись на личный приём
8 (42622) 23-9-99
Единый «телефон доверия»
gu@79.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)